Финифть
Эмальерное искусство из Ростова
Эмальерное искусство в Ростове Великом берет начало в XVIII веке. Небольшие иконки для украшения митры (головного убора) священника начали писать в мастерской при Архиерейском доме. Ростов стал снабжать иконками монастыри по всей стране. По мере распространения церковной атрибутики, рос и интерес к другим изделиям, выполненным с этой технике. Например, начали набирать популярность финифтевые миниатюры.

Промысел стал массовым. Мастерских появлялось всё больше и больше. Наиболее прогрессивные ремесленники организовали разделение труда на производствах. При таком подходе у каждого мастера была только своя определенная задача, что в значительной степени ускоряло процесс и позволяло повышать производительность труда с сохранением качества изделий.
В качестве основы использовали пластины из серебра, меди, бронзы, латуни. Это была первая операция производственного процесса. Затем на тщательно отшлифованную поверхность наносили слой размолотого стеклянного порошка и с лицевой и с изнаночной стороны и отправляли на обжиг в печь. На этом подготовительный этап заканчивался.

Обожженная выпуклая пластинка поступала художнику. Он наносил изображение послойно с каждым разом прописывая всё более тонкие детали. После нового слоя происходил обжиг. Сюжеты миниатюр требовали от трёх до пяти обжигов. Стекловидные краски при обжиге плавились, меняли цвета и образовывали яркую, гладкую, глянцевую поверхность, не требующую покрытия лаком. В росписи использовались краски пурпурного, желтого цвета и несколько оттенков зеленого. Это сочетание являлось традиционным для ростовских изделий, использовалось долгие годы и стало отличительным её признаком.

Готовому медальону требовалась оправа из серебра или другого металла. Опять же в ростовской традиции было оформлять изделия в скань – кружевное проволочное обрамление, требующее от мастера особой искусности. Это был завершающий этап в производственном процессе.
Изделия получались нарядные, яркие, долговечные. Иконы, а ,в последствии, предметы светского обихода – столовые приборы, блюда, часы, табакерки, шкатулки, браслеты и кольца – становились семейными реликвиями и передавались по наследству. В скором времени в этой технике стали делать портреты на заказ. В XIX веке Ростов продолжал производить для монастырей и церквей утварь и иконы. Большим спросом у обывателей пользовались ладанки, небольшие образки.

В XX веке из-за особенностей советской власти промысел приостановил развитие. Заказов от церкви становилось все меньше, а основными мотивами новых изделий становились портреты вождей и символика страны советов. Такие изделия были не менее трудозатратными, однако во многом отходили от исторических традиций и имели скорее приземленное значение, нежели воспевали сложное ремесло и позволяли мастеру раскрыться.

В послевоенные годы актуальной стала портретная живопись, где изображали ученых, писателей, космонавтов, героев страны. А в украшениях преобладали цветочные мотивы.

В настоящее время в Ростове работает фабрика, несколько частных производств и отдельные мастера. По-прежнему выпускаются иконы, ювелирные украшения, шкатулки, броши, столовая утварь, декоративные панно. Изделия расписывают вручную так же, как и в давние времена. Нельзя не отметить и интерес коллекционеров к изделиям ростовских мастеров: по сей день ценится их искусство и иметь изделие ростовского эмальера по-прежнему актуально. Город, как и раньше - крупнейший в России центр по выпуску изделий этого уникального народного промысла.
Галерея
Другие ремесла