Обработка глины
Визитная карточка ярославля

В Ярославском крае глина - это ценный ресурс, который стал основой для развития гончарного и кирпичного производства. Если глина не содержит песка, ее можно легко использовать для создания простых предметов посуды, черепицы и изразцов. Однако, если в глине присутствует песок, она не подходит для формовки более сложных изделий и используется для производства кирпичей.

На производстве глиняной посуды проводятся пять основных операций: заготовка глиняной массы, подготовка глины, придание формы материалу, просушка изделий и обжиг.

После добычи глину раскладывали на пол и мяли босыми ногами, чтобы получить пластичную массу. Затем мастера начинали процесс кручения на гончарных кругах, создавая из материала различные формы. Сформированные предметы высушивали на печи или лавках и затем обжигали, чтобы сделать их прочными и водонепроницаемыми.
После первичного обжига практиковался дополнительный молочный обжиг для того, чтобы сделать изделия непроницаемыми для жидкости. Для этого горшки погружали на несколько минут в коровье молоко. Оно впитывалось в поры. Затем горшки чуть обсушивались на воздухе и снова ставились в печь. При температуре 300-350 градусов казеин, содержащийся в молоке, становился кристаллическим и закупоривал поры керамики тем самым придавая посуде герметичность.

Существовал и практиковался в нашем регионе другой способ придания водонепроницаемости посуде- чернение или дымление. Для обработки посуды в такой технике на завершающем этапе дровяного обжига в печь забрасывалось топливо, которое давало обильное выделение сажи и дыма, которые заполняли имеющиеся в посуде поры.

Есть вариация данного способа - чернолощение. Подсохшая заготовка полируется металлическим лощилом до гладкости, после этого производится восстановительный дровяной обжиг без доступа кислорода. Получается водонепроницаемое изделие с эффектным внешним видом. Черная блестящая поверхность керамики напоминает чугун. Чернолощеная керамика до сих пор производится в Ростове Великом.
Гончары делали все своими руками и продавали свой товар сами. Однако, в конце XIX века в Богородском районе Даниловского уезда началось развитие горшечного производства в виде заводов, где производственные процессы были гораздо более эффективными. Гончары там производили глиняную посуду и привлекали наемных рабочих. В начале XX века гончарное производство переживало подъем в Даниловском уезде и обеспечивало работой более 100 человек в Богородской и Середской волостях. Ростовский уезд также имел гончарные производства.

Богатые месторождения красной глины положили начало развитию отдельной ветви искусства майолики, которая получила название Ярославская. Традиционно она изготавливалась из цветной глины, но местные мастера отошли от классического «рецепта». Ярославская майолика была широко известна в XVII-XVIII веках, однако к началу Х века количество заводов начало существенно сокращаться, производимые объемы снижались, а исторические традиции изготовления изделий забывались вместе с мастерами.

В 1992 году Наталья Павлова и Евгений Шепелёв основали «Мастерскую майолики Павловой и Шепелёва» в городе Ярославль. Этот период стал точкой отсчета современной школы майолики, созданной на основе традиционных технологий. Сегодня - это одно из крупнейших в стране, а их изделия известны по всему миру. Здесь изготавливают елочные игрушки, посуду, предметы интерьера и многое другое.
Ярославские изразцы - еще одно удивительное направление керамического искусства. Изразец - керамическую плитку с рельефным рисунком - традиционно использовали в украшении храмов. А уже впоследствии и для декора помещений и обычных зданий. В XVII веке произошел расцвет изразцового искусства: город стал купеческой столицей и обзавелся существенным производством. Эпицентром производства изразцов стала Коровницкая слобода в Ярославле. Здесь находилось 17 артелей. Развитие города привело к масштабному строительству, которое требовало большого количества керамической продукции. Ярославские изразцы стали неотьемлемой частью архитектуры города и храмового зодчества.

Они прославились на всю Россию и за ее пределами благодаря своей уникальности и индивидуальности.

В настоящее время мастерство изготовления майолики и изразцов не потеряло свою популярность, а наоборот продолжает развиваться, находя новые способы применения в дизайне интерьеров и архитектуре. Ярославский изразец стал частью культурного кода города и одним из главных и узнаваемых сувениров.
Галерея
Другие ремесла